Весенние роботы и их болезни


Весенние работы на пасеке. 

4.  март 10-12-14
Приготовление пасеки к облету и мечение ульев с семьями, в которых обнаружен нозематоз и аскосфероз. Раздача больным семьям лечебного канди.

Для выполнения работ иметь:

•Ведомости проверок и экспертиз семей.
•Лопаты для уборки снега.
•Мел.
•Отвертки.
•Железную линейку и крючок для прочистки нижних летков.
•Канди, содержащий лечебный препарат против нозематоза и аскосфероза.

Перечень операций:

1.Освобождение от снега крыш ульев и площадок перед ульями.
2.Прочистка от подмора крючком и линейкой нижних летков.
3.Мечение мелом ульев с больными семьями, выявленными при проверке проб подмора.
4.Вывертывание шурупов, соединяющих крышки ульев с корпусами.
5.Раздача лечебного канди пчелосемьям, больным нозематозом или аскосферозом.

5. апрель5-7-9

(Выполняется при температуре не ниже+10°С.).
После облетная чистка планшетов и доньев ульев от подмора, беглый осмотр семей для определения их силы, наличия маток и кормов.
•  Раздача контрольных расплодных рамок семьям, в которых нет пчелиного расплода.      

Для выполнения работ иметь:

• По1 л сиропа с препаратами от аскосфероза на каждую семью.
• По кормушке-поилке на каждую пчелосемью.
•Кочергу для чистки доньев.
•Сито для отсеивания воска с подмора.
•Мел.
•Пчеловодный ящик.
•Здесь и в дальнейшем не указывается использование дымаря, стамески, лицевой сетки и халата, которые постоянно применяются при работе с пчелиными семьями.

Перечень операций: 

1.Изъятие планшетов из ульев, осмотр подмора на предмет выявления в нем личинок, погибших от аскосфероза, и стряхивание подмора в ящик.
2.Пометка буквой "А" ульев семей, пораженных аскосферозом.
3.Чистка доньев ульев от подмора и мусора при помощи кочерги.
4.Снятие подушек и кормовых надставок с гнезд семей.
5.Беглый осмотр гнезд семей с определением их силы, наличия матки, расплода и кормов.
6.Размещение рамок с медом и пергой по обе стороны расплодных рамок.
7.Сокращение гнезд семей, ослабевших за зиму, строго по их силе, с размещением лишних рамок за вставными досками.
8.Отметка мелом на ульях силы семей в улочках.
9.Выявление безматочных семей и семей с матками-трутовками.
10.Сокращение гнезд безматочных и трутовочных семей до 5 рамок и перестановка отобранных от них сотов с кормом в ящики для запаса.
11.Постановка в гнездо безматочных семей по одной контрольной рамке с молодым расплодом, отобранным из сильных семей пасеки, для проверки на наличие не яйцекладущих или отрутневевших маток.
12.Постановка в семьи взамен взятого расплода по одной кормовой рамке, отобранной от безматочных семей.
13.Постановка рамок с медом, взятых от безматочных семей в семьи, которые имеют менее 15 кг меда.
14.Чистка гнезд семей от фекалий, если такие имеются.
15.Размещение на гнездах семей пленок с проходом к кормовым надставкам и кормушкам - поилкам.
16.Постановка на гнезда семей кормовых надставок с распечатанными и политыми водой сотами, а также кормушек поилок.
17.Заливка в кормушки сахарного сиропа с препаратом от аскосфероза.
18.Утепление кормовых надставок и кормушек холстиками и подушками.
19.Просеивание подмора пчел для отбора воска.
20.Заполнение данных о силе семей в пчеловодном журнале (используются пометки мелом на ульях).

6. апрель10-12-14

(Выполняется через 7 дней после работ, указанных вп.5).Ликвидация безматочных семей и семой с матками, но не имеющих пчелиного расплода, путем   присоединения их пчел к ослабевшим семьям  (первое выравнивание семей по силе).
Для выполнения работ иметь:

•Пчеловодный ящик.
•По 1кг сахарного песка на каждую семью.
•Лечебную воду по 0,6-0,8 л на каждую семью.
•Листы бумаги размером 45x40 см.
•Мел.

Перечень операций:

1.Перестановка на другие места пасеки ульев с выявленными ранее безматочными семьями и с отрутневевшими или не яйцекладущими матками.
2.Осмотр контрольных рамок с расплодом в безматочных и трутовочных семьях, ликвидация заложенных на них свищевых маточников, если они имеются.
3.Поиск и ликвидация не яйцекладущих или отрутневевших маток в тех семьях,которые не заложили маточников на контрольных рамках.
4.Пересадка всех безматочных семей в шести рамочные ящики.
5.Ограничение гнезд слабых семей листами газеткой бумаги (вместо вставных досок) и постановка к ним рамок с пчелами безматочных семей, взятых из шести рамочных ящиков.
6.Чистка гнезд семей, если позволяет погода, (см. работу№7)
7.Засыпка в кормушки или поилки по 1 кг сахара и заливка его водой с препаратом от аскосфероза (при его обнаружении).
8.Выравниваниеульев после зимовки.
9.Расстановка пустых 10-рамочных ульев рядом с ульями основных семей и комплектование их 10 гнездовыми сотами, в том числе по 1 соту, имеющему много трутневых ячеек.

7. апрель15-17-19

(Выполняется при температуре не ниже + 12°С).Чистка гнезд семей и расширение их запасными сотами и сотами для вывода ранних трутней. Лечение семей от аскосфероза.

Для выполнения работиметь:

• На каждую семью пасеки по 4 сота, в том числе по 1 соту, имеющему много трутневых ячеек, предназначенному для вывода ранних трутней.
• По 10 г тимола и по 1 полиэтиленовой крышке, закрытой железной сеткой, на каждую семью.
•Ящик для сбора подмора и мусора.
•Пчеловодный ящик.
•Опрыскиватели.
•Воду с лечебными препаратами.

Перечень операций:

1. Снятие кормушек-поилок и кормовых надставок с гнезд семей.
2. Чистка стамеской верхних брусков рамок гнезд от надстроек воска и прополиса.
3. Прикрытие холстиками 5 рамок, расположенных в правой половине гнезд семей.
4. Перестановка в пчеловодный ящик из левой половины гнезд семей по 5 рамок сих осмотром и чисткой.
5.Чистка левых половин гнездовых корпусов семей.
6. Передвижение в чистые левые половины корпусов остальных 5 рамок с их осмотром и чисткой.
7.Чистка правых половин гнездовых корпусов семей.
8.Окончательное определение семей больных аскосферозом по наличию на доньях ульев и на рамках с расплодом погибших личинок.
9.Размещение на доньях всех ульев полиэтиленовых крышек с 1 (3 г тимола для борьбы с аскосферозом и варроатозом пчел.
10.Сборка гнезд с распечатыванием рамок с зимовалым медом и постановкой между рамками с расплодом по одному увлажненному водой соту, имеющему много трутневых ячеек, предназначенных для вывода ранних трутней.
11.Расширение гнезд сотами до полного комплекта ульев с постановкой их между кормовыми рамками.
12.Определение будущих семей-воспитательниц из расчета по одной на каждые 10семей пасеки.
13.Постановка кормовых надставок и кормушек на гнезда.
14.Заполнение кормушек лечебной водой и утепление гнезд.

8. апрель27-29-31

Подсиливание семей -воспитательниц и слабых семей зрелым расплодом, взятым от сильных семей пасеки. Постановка вторых корпусов на все семьи для работы маток в двух корпусах.
• (второе выравнивание семей по силе).

Для выполнения работ иметь:

• По одному корпусу на каждую семью. 
• По 7 гнездовых сотов на каждую семью. 
• По 2 сота на каждую семью-воспитательницу.
•Лечебную воду.

Перечень операций:

1. Установка на крышки запасных ульев по одному 10-рамочномукорпусу.
2. Снятие с гнезд семей кормовых надставок.
3. Осмотр гнезд основных семей с перестановкой из них во вторые корпуса по 2гнездовых сота с кормами и по 2 сота со зрелым расплодом и сидящими на них пчелами.
4.Отбор от здоровых и сильных семей по одной рамке расплода, предназначенного для подсиливания семей-воспитательниц и постановка их в пчеловодный ящик.
5.Добавление в гнезда основных семей по одной соторамке и ограничение их вставными досками.
6.Постановка на семьи вторых корпусов с добавлением в них по 6 гнездовых сотов, размещая их между кормовыми и расплодными рамками.
7. Размещение кормовых надставок над вторыми корпусами.
8.После наполнения пчеловодного ящика 4 рамками с расплодом, проводится комплектование гнезд и вторых корпусов семей - воспитательниц. При этом из их гнезд во вторые корпуса переставляется по 2 рамки кормов и по 2 рамки открытого расплода, вместе с находящимися на них пчелами, а в гнезде размещается по 4 рамки расплода, взятого из основных семей.
9.Постановка на семьи-воспитательницы вторых корпусов без разделительных решеток с добавлением в них по 2 рамки сотов из запаса, что позволяет маткам этих семей работать в двух корпусах.
10.После укомплектования всех семей - воспитательниц в дальнейшем при работе с основными семьями от них отбирается по 1 рамке зрелого расплода, предназначенного для подсиливания ослабевших семей.
11.После наполнения пчеловодного ящика 3 рамками зрелого расплода проводится постановка вторых корпусов на ослабевшие семьи. Во вторые корпуса из гнезд этих семей переставляется по 4 рамки кормов, а также размещается по 3рамки зрелого расплода, взятого от сильных семей, и добавляется из запаса по 3 сота.
12.Уборка утеплительных подушек на летнее хранение.
·Примечание № 1. Вышеописанная работа выполняется в то время, когда большинство семей пасеки по силе занимает все рамки ульев.
Если дата начала этой работы переносится на несколько дней вперед или назад, то соответственно смещается проведение всех последующих работ.
·   Примечание № 2. При содержании пчелиных семей в ульях-лежаках в этот день проводится разовое расширение гнезд основных семей шестью рамками сотов, с размещением их около открытых боковых летков и постановкой между ними по две рамки расплода. Все остальные рамки с расплодом размещаются в глубине ульев, Семьям-воспитательницам дается по четыре рамки печатного расплода и по две рамки сотов. Соты ставятся напротив открытых летков между рамками с расплодом.

9. май 2-4-6

(Выполняется через 5 дней после работ, указанных вп.8).Перевод маток семей – воспитательниц для работы, в сокращенных вторых корпусах и отделение их от гнезд разделительными решетками.
Для выполнения работ иметь:

• На каждую семью- воспитательницу по два гнездовых сота, в которых раньше не выводился расплод, и по второй вставной доске.
•Пчеловодный ящик.

Переченьопераций:

1. Отыскание маток семей - воспитательниц во вторых корпусах или их гнездах.
2. Постановка рамок с найденными матками в пчеловод­ный ящик, куда дополнительно ставится еще по одной рамке с молодым расплодом и по 2 рамки с кормом.
3. Перестановка из вторых корпусов семей - воспитательниц в их гнезда всех рамок, кроме двух кормовых.
4. Размещение на гнезда семей - воспитательниц разделительных решеток и постановка на них вторых корпусов с переносом в них из пчеловодного ящика по 2 рамки с кормом и по 2 рамки с расплодом, пчелами и, матками.
5. Ограничение этих 4 рамок во-вторых корпусах вставными досками.
6. Постановка в противоположную сторону вторых корпусов по 2 рамки сотов, в которых ранее не выводился расплод, а также по 2 кормовых сота и ограничение их вторыми вставными досками.
Примечание. В семьях-воспитательницах, содержащихся в лежаках, отобранные две кормовые и две расплодные рамки вместе с пчелами и племенными матками размещаются напротив открытых боковых летков и отделяются от остальных рамок разделительными решетками.

10. май8-10-12.

(Выполняется через 6 дней после работ, указанных в п. 9).Заключение племенных маток семей -воспитательниц в изоляторы для получения одновозрастных яиц.

Для выполнения работ иметь:

•Изоляторы дли маток семей - воспитательниц.
•Пчеловодный ящик.
• По4 прививочных рамки на каждую семью-воспитательницу.

Переченьопераций:

1.Выемка из-за вставных досок вторых корпусов семей-воспитательниц по одномусоту, в котором не выводился расплод.
2. Закрепление изоляторов на этих сотах, на стороне, где мельче ячейки.
3.Отыскание во вторых корпусах на 4 рамках племенных маток семей-воспитательниц и помещение их в изоляторы для получения одновозрастных яиц.
4.Размещение рамок с изоляторами и матками между расплодом во вторых корпусах семей - воспитательниц.
5.Размещение во вторых корпусах семей-воспитательниц за вставными досками по4 прививочных рамки с целью придания им запаха семей.





11. май10-12-14

(Выполняется через2дня после предшествующей работы).Формирование отводков от семей –воспитательниц на их маток. Прививка двухдневных яиц для вывода маток. Перевод маток основных семей для работы только в нижних гнездовых корпусах...

Для выполнения работ иметь:

•Планшет.
•Термос с горячей водой.
•Пчеловодный ящик.
•Разделительные решетки на каждую семью. По 4 прививочных рамки на каждую семью - воспита­тельницу.
• По2 рамки вощины и по одной рамке сотов на каждую основную семью.
• По1 строительной рамке на каждую основную семью.
• Нож для нарезки полосок из сотов.

 Перечень работ:

1.Формирование отводков от семей - воспитательниц путем перестановки в10-рамочные ульи из вторых корпусов всех рамок вместе с находящимися на них пчелами. Прививочные рамки из вторых корпусов переносятся в пчеловодный ящик.
2.Перестановка из гнезд семей - воспитательниц в отводки по 4 кормовых рамки без пчел.
3.Выпуск маток семей - воспитательниц из изоляторов в сформированные отводки.
4.Постановка рамок с двухдневными яйцами, с которых сняты изоляторы, в гнезда семей - воспитательниц.
5.Осмотр гнезд семей - воспитательниц с ликвидацией свищевых маточников, если таковые имеются, и устройством между рамками с расплодом 4 промежутков для размещения прививочных рамок.
6.Извлечение из гнезд семей - воспитательниц сотов с двух дневными яйцами и постановка их в пчеловодный ящик.
7.Размещение ящика с рамками в салоне автомобиля или в пчеловодном помещении.
8.Нарезка нагретым в термосе ножом из сотов с двухдневными яйцами полосок с одним рядом ячеек.
9.Прореживание яиц на полосках с помощью спички, при этом одно яйцо оставляется нетронутым, а два последующих раздавливаются и так по всей полоске.
10.Приклеивание полосок на планки прививочных рамок и постановка рамок в пчеловодный ящик.
11.Постановка по 3-4 прививочных рамки в гнезда семей воспитательниц между рамками с расплодом
12.Беглый осмотр вторых корпусов основных семей с целью определения работы в них маток по наличию в сотах молодых (не наклоненных)яиц.
13.Снятие с гнезд вторых корпусов и постановка их на крышки запасных ульев.
14.Осмотр гнезд семей с целью ликвидации в них свищевых маточников (если таковые имеются).
15.Отбор из гнезд рамок с самым молодым расплодом и постановка их во вторые корпуса в обмен на безрасплодные соты.
16.Перестановка в пчеловодный ящик из гнезд семей по одной кормовой рамке и по 3 рамки самого зрелого расплода вместе с пчелами.
17.Комплектация гнезд семей (начиная от правой стенки ульев) 6 рамками скормом, расплодом, 2 рамками вощины, рамкой сотов, а также одной строительной рамкой.
18.Размещения на гнезда семей разделительных решеток и постановка на них пустых корпусов.
19.Перестановка из корпусов, стоящих на крышках запасных ульев, в корпуса, размещенные на гнездах семей, рамок с расплодом и кормом, предварительно стряхнув с них пчел вместе с маткой в свободную левую часть гнезд семей.
20.Постановка в пустую левую часть гнезд из пчеловодного ящика по 3 рамки расплода и по 1 рамке кормов.
21.Утепление гнезд.
·  Примечание № 1, Если при осмотре вторых корпусов оказалось, что в какой-то семье матка не перешла в него, а находится в гнезде, то в таком случае, из гнезда в пустой корпус переставляются рамки с расплодом до полного его комплекта, предварительно стряхнув с них пчел в гнездо, а со второго корпуса в гнездо переставляются безрасплодные кормовые рамки. После этого корпус с расплодом ставится на гнездо поверх разделительной решетки.
·    Примечание № 2. При содержании пчелосемей в лежаках в этот день в основных семьях отбирают по две рамки с кормом и по 8 рамок с молодым расплодом, но без пчел, и переставляют в пчеловодные ящики. Остальные рамки вместе с пчелами и матками переставляют к боковым леткам и отгораживают разделительными решетками, вмонтированными в вставные доски. За разделительные решетки из пчеловодных ящиков размещают по 10 рамок скормом и расплодом.

12. май13-15-17

(Выполняется через 3 дня после предыдущей работы). Проверка приема личинок на маточное воспитание в семьях- воспитательницах и передача части из них во вторые корпуса здоровых основных семей для дальнейшего выкармливания.

Для выполнения работ иметь:

•Пчеловодный ящик.

Перечень операций:

1.Выемка из вторых корпусов здоровых основных семей пасеки (из расчета 3семьи на каждую семью - воспитательницу) по одной кормовой рамке, стряхивание из них пчел и размещение под крышами ульев, сбоку вторых корпусов.
2.Устройство во вторых корпусах между рамками с самым молодым открытым расплодом промежутков для размещения прививочных рамок.
3.Осмотр всех прививочных рамок в семьях воспитательницах на предмет приема и качества личинок, принятых на маточное воспитание. 
4.Выбраковка маточников, в которых личинки отстают в развитии.
5.Возвратвгнезда семей – воспитательниц только по одной прививочной рамке, имеющей самое большое количество принятых личинок.
6.Расстановка остальных прививочных рамок в подготовленные промежутки во вторых корпусах здоровых основных семей для дальнейшего выкармливания личинок, находящихся в незапечатанных маточниках.

13. май17-19-21

(Выполняется через4дня после работ, указанных в п.12). Подсиливание семей – воспитательниц открытым расплодом и возврат им прививочных рамок с маточниками из вторых корпусов основных семей.
Ликвидация свищевых маточников во вторых корпусах семей.

Для выполнения работ иметь:

По две гнездовых рамки сотов на каждую основную семью. Пчеловодный ящик. По второму корпусу на каждую семью- воспитательницу.

Перечень операций:

1.Установка вторых корпусов на крыши 10 -рамочных ульев, стоящих рядом с ульями семей-воспитательниц.
2.Перестановка из гнезд семей - воспитательниц во вторые корпуса по 3 рамки с кормом и пчелами и по 1 прививочной рамке.
3.Установка вторых корпусов на гнезда семей-воспитательниц без разделительных решеток.
4.Отбор из нижних гнездовых корпусов сильных и здоровых семей пасеки по 1рамке с личинками, но без пчел, и постановка по 4 таких рамки во вторые корпуса, и по 3 рамки в гнезда семей-воспитательниц.
5.Вырезка строительных рамок в гнездах основных семей и уборка их на хранение.
6.Постановка в нижние корпуса основных семей по 2 рамки гнездовых сотов взамен на взятые рамки с расплодом.
7.Отбор из вторых корпусов основных семей прививочных рамок с запечатанными маточниками и постановка их по 3 штуки во вторые корпуса семей -воспитательниц между рамками с молодым расплодом для дальнейшей инкубации.
8.Ликвидация свищевых маточников во вторых корпусах основных семей.
9.Постановка из-под крышки во вторые корпуса основных семей по одной рамке с кормом на место взятых прививочных рамок.

14. май21-23-25

(Выполняется через 4 дня после работ, указанных в п.13).Подготовка точков для формирования отводков и нуклеусов от основных семей.

Для выполнения работ иметь:

•Воду.
•Чайник.
•По 7 рамок сотов на каждую основную семью.
• По два 10-рамочных улья на каждую семью.
• По одному 6-рамочному улью с утеплением и вставной доской на каждые 3 семьи пчел.
• По2 вставных доски на каждую основную семью.
Перечень операций:
1.Размещение около ульев основных семей со стороны места работы пчеловода по два 10-рамочных улья, укомплектованных вставными досками и утеплительной пленкой.
2.Размещение в одном из 10-рамочных ульев по 7 рамок сотов на каждую основную семью пчел.
3.Заполнение водой из чайника ячеек двух сотов (по 200 г на сот) и постановка их по одному в каждый 10-рамочный улей.
4.Закрытие летков всех 10-рамочных ульев.
5.Подготовка на каждые 3 семьи пчел по одному 6-рамочному улью со вставными досками и утеплением, предназначенному под нуклеусы.
6.Заготовка веток ольхи и березы для прикрывания передних стенок и летков ульев основных семей и отводков.
7.Снятие кормовых надставок со вторых корпусов семей на выкачку меда.

 15. май 22-24-26                         

(Выполняется через один день после работ, указанных в п. 14)Формирование сборных нуклеусов и первых отводков  от основных семей. Раздача маточников всем нуклеусам и отводкам. Заключение оставшихся маточников в клеточки.

Для выполнения работ иметь:

• На каждую семью 10-рамочный улей в комплекте.
• На каждых 3 основные семьи один 6-рамочный улей в комплекте.
• По 3 рамки сотов на каждую пчелиную семью, в том числе одну рамку, частично залитую водой.
• По 2 рамки с вощиной на каждую семью. Клеточки Титова.
•Ветки деревьев лиственных пород

Перечень операций:

Формирование сборных нуклеусов.
1.Выемка из 10-рамочных ульев и постановка рядом с ульями основных семей по 3 рамки сотов и по 2 рамки с вощиной.
2.Беглый осмотр рамок вторых корпусов семей с целью определения, не перешлали туда работать матка.
3.Формирование от каждых 3 семей пасеки одного сборного нуклеуса путем отбора из вторых корпусов и постановки в 6-рамочные ульи по одной рамке скормом или расплодом (в зависимости от силы семьи) и находящимися на них пчелами, а также стряхивания только пчел с двух рамок каждой семьи.
4 Постановка во вторые корпуса семей по одной рамке сотов на место отобранных для нуклеусов.
5.Расстановка сформированных нуклеусов по 2 шт. с обеих сторон ульев семей-воспитательниц и ульев, в которых погибли семьи во время зимовки.   
Формирование отводков.
6Снятие утепления со вторых корпусов семей.
7Формирование первых отводков со вторых корпусов семей путем перестановки с них в 10-рамочные ульи с закрытыми летками по 2рамки с кормами, по 3 рамки с печатным расплодом вместе с сидящими на них пчелами и стряхивания пчел с остальных 5 рамок.
8.Возвращение стряхнутых 5 рамок во вторые корпуса.
9.Постановка в отводки по 2 сота, в том числе по одному, частично залитому водой.
10.Ограничение гнезд отводков вставными досками и утепление холстиками или пленкой
11.Расстановка ульев с отводками с правой стороны основных семей, повернув их летки вправо от ульев.
12.Затенение ульев отводков и их летков ветками лиственных пород.
13.Снятие вторых корпусов и разделительных решеток с гнезд семей.
14.Перестановка с гнезд семей во вторые корпуса по 5 рамок с расплодом, предварительно стряхнув с них пчел в гнездо.
15.Добавление в гнезда семей по 2 рамки с вощиной и ограничение 11-рамочныхгнезд вставными досками.
16.Размещение на гнезда семей разделительных решеток, постановка вторых корпусов и утепление их холстиками.
17.Раздача маточников нуклеусам и отводкам.
18.Заключение оставшихся маточников в клеточки Титова.
19.Размещение по одной клеточке с маточником во все вторые корпуса семей, а оставшиеся в семьи-воспитательни­цы для инкубации. 
20.Открывание летков отводков поздно вечером и затенение летков семей ветками.
21.Сокращение летков основных семей
•Примечание № 1. Если окажется, что в какой семье матка работает во втором корпусе, то в этом случае отводок формируется из гнездового корпуса.
·    Примечание № 2. В ульях - лежаках отводки формируются с той части гнезд, где не работают матки.

16. май25-27-29

(Выполняется через 3 дня после работ, указанных в п.15).
Проверка выхода маток из маточников в первых отводках и нуклеусах. Формирование вторых отводков от основных семей. Деление семей-воспитательниц на нуклеусы.

Для выполнения работ иметь: 

• По 6 шт. 4-рамочных ящиков на каждую семью-воспитательницу
• По одному 10-рамочному улью на каждую семью.
•Запасных неплодных маток.
• Потри рамки вощины на каждую семью.
• По две рамки сотов на каждую семью
•6-рамочные ульи под нуклеусы

Перечень операций:

1.      Уборка веток от летков основных семей и отводков
2.       Проверка выхода маток из маточников в первых отводках и нуклеусах.
3.Осмотр гнезд отводков и нуклеусов с ликвидацией в них свищевых маточников, если они имеются.
4.Раздача в клеточках Титова запасных неплодных маток отводкам и нуклеусам, в которых не вышли матки из маточников, а также тем, которые заложили много свищевых маточников, хотя матки и вышли из маточников.
5.Формирование вторых отводков из верхних корпусов семей путем перестановки в 10- рамочные ульи, с закрытыми летками, по две рамки с кормами и по 2-3рамки с печатным расплодом вместе с сидящими на них пчелами и стряхивание пчел со всех остальных рамок вторых корпусов.
6Возвращение5стряхнутых рамок во вторые корпуса.
7.Постановка в отводки по два сота, в том числе по одному частично заполненному водой.
8.Ограничение гнезд отводков вставными досками, размещение между их рамок с расплодом клеточек с матками, взятыми из вторых корпусов семей.
9.Утепление отводков пленками и крышками.
10.Снятие вторых корпусов и разделительных решеток с гнезд семей.
11.Постановка в гнезда семей по три рамки с вощиной, чередуя их через две рамки сотов.
12.Размещение на гнезда семей разделительных решеток и вторых корпусов с 5 рамками сотов и расплодом, ограниченных вставными досками.
13.Расстановка ульев со вторыми отводками с левой стороны основных семей, повернуть их летками влево от боковых стенок ульев семей.
14.Формирование от каждой семьи-воспитательницыв4-рамочные ящики с закрытыми летками по 5-6 шт. трех рамочных нуклеусов с раздачей им маток в клеточках и с подготовкой для перевозки на другие точки.
15.Выпуск молодых маток во вторых отводках, заклеив выход из клеточек вощиной.
16.Перевозка сформированных нуклеусов на другие точки, пересадка их в6-рамочные ульи и выпуск маток из клеточек.

.ВЕСЕННИЕ БОЛЕЗНИ ПЧЕЛ
На многих пасеках зимовка прохо­дит неблагополучно — семьи погибают или выходят ослабленные. На сотах и внутренних стенках ульев обнаружи­ваются темные пятна испражнений, большое количество подмора. Пчелы болеют. И это при наличии достаточ­ного количества корма в гнезде. Такие признаки отмечаются при нозематозе, амебиазе, сальмонеллезе, гафниозе, колибактериозе.
Диагностика болезней пчел очень трудна, учитывая сходство признаков поражения, наличие смешанных забо­леваний. Поэтому в каждом конкрет­ном случае диагноз ставят на основании эпизоотологических данных, клиниче­ских признаков заболевания и резуль­татов лабораторного исследования.
Для подтверждения диагноза в ве­теринарную лабораторию необходимо отправлять 50 живых пчел с признаками болезни или столько же трупов свеже­го подмора из подозреваемых семей.
В качестве лечебного препарата при нозематозе и амебиазе используют нбзематол в аэрозольной упаковке в соответствии с наставлением по его применению, имеющимся на баллон­чике, а также фумагиллин. Обработку пчел этими препаратами с лечебной целью проводят весной, а с профилак­тической — осенью. Содержимое од­ного флакон/а фумагиллина растворя­ют в 100—200 мл теплой воды и до­бавляют его к 25 литрам сахарного сиропа (1:1). Теплый лечебный корм дают в чистых кормушках или сотах в дозе 0,25 л на семью ежедневно в течение 3 недель. При сильном пора­жении дозу фумагиллина удваивают. Всего на одну семью расходуют 5 лит­ров лечебного корма, который готовят непосредственно перед применением.
При отсутствии фумагиллина для лечения нозематоза и амебиаза можно применять сульфадимезин и сульфапи-ридазин.
Сульфадимезин дают в дозе один грамм на один литр сахарного сиропа (1:1). Дозу растворить в 50 мг теплой воды, подкисленной 3—5 каплями ук­сусной кислоты. Раствор дают пчелам в день приготовления на ночь 4—5 раз по 100 мл на улочку или по 0,5 л на семью. Спустя 4—5 дней курс повто­ряют.
Можно сульфадимезином опудри-вать пчел — 1—2 г на 20 г сахарной пудры на одну пчелиную семью, 3—4 раза через 4—5 .дней.
Сульфапиридазин применяют в до­зе 0,7 г в сочетании с 200 тыс. ЕД не-омицина или 300 тыс. ЕД хлортетра-циклина на 1 литр сахарного сиропа. Скармливают трижды по 0,5—0,7 л на пчелиную семью через 5 дней,
Если нет и этих препаратов, можно применить мономицин в дозе 400 тыс. ЕД на 1 л сахарного сиропа. Его дают трехкратно с интервалом в 5 дней по 150 мл на улочку пчел,
Рекомендован также препарат эн-теросептол в дозе 1 г на 1 литр сиропа. Его скармливают пчелам трижды по 150 мл на улочку пчел через каждые 3 суток.
Как симптоматическое лечение могут быть использованы аскорбино­вая кислота (200 мл на 1 кг канди), экстракты, настои, отвары календулы, мяты, полыни.
При установлении ' сальмонеллеза, гафниоза, колибактериоза больным пчелосемьям дают лечебный корм с антибиотиками (стрептомицин, лево-мицетин, неомицин) по следующей схеме: первый курс лечения — стреп­томицин 100 тыс. ЕД, неомицин 100 тыс. ЕД, левомицетин 0,1 г; второй курс лечения — стрептомицин 150 тыс. ЕД, неомицин 150 тыс. ЕД, левомице­тин 0,2 г, третий курс лечения — соот­ветственно 200 тыс. ЕД, 200 тыс. ЕД, 0,2 г. Каждую дозу антибиотиков рас­творяют в 100 мл кипяченой, охлаж­денной до 25 °С воды, тщательно сме­шивают со свежеприготовленным са­харным сиропом и разливают по 0,5 кг на семью. Лечебную подкормку про­водят 3 раза с интервалом в 3 дня.
Оздоровление пасек от всех назван­ных болезней пчел невозможно осу­ществить без дезинфекции сотов и пчелоинвентаря.
Мед, откачанный от больных семей, может быть реализован после хране­ния в течение 3 месяцев. Перед дезин­фекцией ульи, вставные доски, пото­лочины, рамки тщательно механически очищают и орошают из расчета 1 л/м2 одним из следующих растворов:
3 %-ным горячим (70 °С) раствором едкого натра, экспозиция 2 ч; теплым (30 °С) щелочным раствором форма­льдегида, содержащим 3 % формаль­дегида и 3 % едкого натра, экспозиция 3 ч. После дезинфекции ульи, вставные доски, потолочины, рамки промывают водой и просушивают,
Соты, загрязненные фекалиями пчел, перетапливают на воск. Пустые соты, пригодные для дальнейшего ис­пользования, опрыскивают с обеих сторон до полного заполнения всех ячеек 1 %-ным раствором однохло­ристого йода (экспозиция 4 ч). Дезин­фицирующий раствор из ячеек удаля­ют путем встряхивания рамок. Затем соты промывают водой и просушива­ют.
Халаты, полотенца, лицевые сетки кипятят в воде в течение 10 мин или погружают в один из следующих рас­творов: в 1 %-нь|й раствор хлорамина — на 4 ч; 2 %-ный раствор формаль­дегида — на 2 ч. На 1 кг спецодежды требуется 3 л дезинфицирующего раствора. После обработки химиче­ским раствором спецодежду промы­вают в воде и просушивают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий